Ансамбль "Собственная дача"

Содержание
  1. Ансамбль "Собственная дача"
  2. Интерьеры Китайского дворца
  3. Каменное зало
  4. Павильон Катальной горки

Ансамбль "Соственная дача"

Будучи еще великой княгиней Екатерина II в 1750 году приобрела участок земли, расположенный на запад от Большого дворца и задумала здесь построить Собственную дачу. Строительство началось в 1762 году после переворота 28 июня, когда Екатерина была возведена на российский престол. Автором проекта стал итальянский архитектор Антонио Ринальди, который до этого проектировал дворец Петра III. По замыслу Ринальди, ансамбль Собственной дачи должен состоять из двух частей —регулярной и пейзажной. В восточной регулярной части располагались основные парковые сооружения Каменное зало, Китайский дворец, павильон Катальной горки. Большая западная часть была выполнена в «английском стиле» более свободной, пейзажной планировке парка. Зодчий нашел свой путь в сочетании двух принципов паркостроения, при этом между ними отсутствовала четкая граница, одна часть как бы плавно переходила в другую. Так, например, в регулярных парках существовала традиция где одна или несколько аллей подходит к центральной части главного дворца. Ринальди отходит от этого принципа, Тройная липовая аллея, главная ось Собственной дачи, отходящая от Каменного зала, выходит на Китайский дворец не к его центру, а к восточной части. Таким образом, перспектива дворца не видна с центральной аллеи. В западной части был устроен лабиринт фигурных прудов, соединенных между собой подъемными мостиками.

Китайский дворец

С южной стороны дворец обращен к пруду. К зданию пристроены два сильно выступающих ризалита, которые предназначались для жилых покоев. Они образовывают миниатюрный дворик, в котором находится вход во дворец. В 50-е годы XIX века Китайский дворец приобретает новые очертания. Здесь производятся большие преобразования. По проекту архитекторов Л.Л. Бонштедта и А.И. Штакеншнейдера надстроен второй этаж, появляется застекленная галерея, подведенная под балкон. С востока и запада к торцевым частям здания пристроены небольшие помещения-антикамеры.

Интерьеры Китайского дворца

Внутренние убранство дворца разделено на среднюю часть здания, половину Екатерины II и половину Павла I. Первой комнатой при входе во дворец является Передняя, затем следует Гардеробная, она примыкает к Розовой гостиной, связывая половину Павла Петровича с парадным входом во дворец. Розовая гостиная находится на половине Павла, поэтому в XVIII веке она называлась Детской. За ней следует Штофная опочивальня (спальня). Рядом со Штофной опочивальней расположен кабинет и будуар. Половина Екатерины также состоит из четырех помещений: Китайской опочивальни, Камерюнгферской, Портретной, Кабинета Екатерины. Форма и отделка каждого помещения различны в зависимости от его назначения, но все они отличаются изысканностью внутреннего убранства.

Для средней части здания характерна анфиладная система расположения комнат. Ее образуют: Зал муз, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет, Большой зал, Штукатурный покой, Малый Китайский кабинет и Большой Китайский кабинет. Открывает парадную анфиладу Зал муз. Это помещение овальной формы, с большими застекленными окнами-дверями. Название зала обусловлено росписями на стенах. В простенках между окнами изображены девять муз. В интерьере зала присутствуют три скульптуры — это мраморные бюсты Клеопатры и Лукреции венецианской работы XVIII века и группа «Мальчик на дельфине». В зале проходили балы и приемы.

Следующий зал Голубая гостиная. Свое название она получила из-за декорации стен, обитых голубым шелком. Со временам обветшавшая ткань была заменена на росписи на холстах художника А. Бейдемана. От первоначальной отделки сохранилась лепка на потолке, плафон «Время, похищающее Истину» и паркетный пол.

Следующий зал - Стеклярусный кабинет. Он сохранил подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты украшены двенадцатью стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом изготовленном на фабрике, основанной русским ученым М. В. Ломоносовым. На фоне стекляруса, шелком вышиты композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек. Стеклярусный кабинет это уникальный образец интерьера XVIII века. После реставрации, проведенной сотрудниками Эрмитажа, стеклярусные панно вновь обрели свой первоначальный вид. Они были почищены от слоя пыли и грязи, с вышивки удалены наслоения, стеклярусные трубочки закреплены, так как с течением времени они начали осыпаться. По словам специалистов, Стеклярусный кабинет стоит в одном ряду с Янтарной комнатой Большого дворца в Царском селе, с той лишь разницей, что стеклярусные панно — подлинник середины XVIII века.

Следующий зал - Большой зал, он служит композиционным центром дворца и предназначен для торжественных приемов, поэтому его отделка решена в строгом стиле. Зал представляет собой овал, что породило ещё одно его название — Круглый. Стены зала свободны от декора. Они облицованы искусственным мрамором различного цвета. Строгость и торжественность помещению придают окна-двери и колонны. Гладкая поверхность стен контрастирует с изящной лепкой на потолке.

Следующий зал - Штукатурный покой, или Сиреневая гостиная (названа по цвету стен), примыкает к Большому залу. Основным элементом декора здесь выступает обильная золоченая лепка на стенах и потолке, именно поэтому комнате дано название — Штукатурный покой. В живописи преобладает любовная тема.

Следующий зал – Малый Китайский кабинет. Его интерьер находится в определенном контрасте с предыдущими помещениями дворца, которые оставляют впечатление изнеженности, плавности, спокойной изысканности. Четкие прямоугольные архитектурные плоскости, строгие геометрические орнаменты в сочетании с затейливым растительным узором и тонко прорисованные сценки из китайской жизни, создают неповторимый облик этого интерьера. Мебель Китая и Японии также соответствует характеру отделки Малого Китайского кабинета. В стиле «китайщина» русскими мастерами выполнен черный мебельный гарнитур, декорированный восточными орнаментами. Восточный фарфор прекрасно дополняет декоративный ансамбль. Малый Китайский кабинет имел и второе название – Предопочивальня. Он предшествует спальне Екатерины II - Китайской опочивальне. Китайская опочивальня принадлежит к блестящим образцам стиля «шинуазри» («китайщина»). Затянутая белым атласом, она расписана в «китайском вкусе» русскими мастерами Федором Власовым, Федором Даниловым, ставшим через двадцать лет академиком живописи и Якимом Герасимовым.

Большой Китайский кабинет - замыкает парадную анфиладу дворца. Стены Большого Китайского кабинета выполненными из тонких пластин разных пород дерева, изображающих галантные сценки из жизни китайцев. Эти композиции решены не пространственно, а плоскостно, в соответствии с канонами китайской живописи, их сюжеты следует читать сверху вниз. Панно, сложены из ценных пород дерева - карельской березы, амаранта, палисандра, персидского ореха, самшита, клена, груши, яблони, чинары. Лица людей и листья деревьев исполнены из моржовой кости. Созданы эти уникальные композиции группой мастеров во главе с Г. Шталмеером.

Каменное зало

Строительство Каменное зало проходило в 1749—1751 годах. Автор проекта доподлинно неизвестен. В документах 1750-х годов Каменное зало именуется по разному - то Новым дворцом, то Маскарадным, то Концертным. Здание, по всей видимости, предназначалось для концертов. В нём был большой зал со сценой. В 1843 году оно перестраивается под лютеранскую кирху, которая была снесена в 1967 году. Зданию был возвращен предполагаемый изначальный облик в стиле елизаветинского барокко.

По оси Каменного зала в 1750-х годах прокладывается Тройная липовая аллея. Это первая планировочная ось нового сада в Ораниенбауме — будущей Собственной дачи Екатерины II. Перед залом находится П-образный пруд, через который перекинуто два каменных моста. В настоящее время в павильоне находится выставка парковой и интерьерной скульптуры, а также расположен интерактивный кинотеатр. В течение летнего сезона в Каменном зале проходят концерты классической музыки.

Павильон Катальной горки

Павильон Катальной горки - уникальный памятник архитектуры XVIII века, является частью дворцово-паркового комплекса Собственной дачи. Архитектор А. Ринальди, постройка было начато в конце 1750-х годов. Сооружение Катальной горки в Ораниенбауме было продолжением народной традиции — устройства ледяных гор, к дням масленичных гуляний. Помимо павильона сюда входили горы-скаты, предназначенные, для катания на колясках, и каменные колоннады с плоскими крышами в виде террас. В 1801 г. из-за ветхости деревянных скатов и перекрытий катание было прекращено, а в 1858-1861 годах. разобраны почти разрушившиеся колоннады. Из-за незначительности сумм, отпускаемых на содержание, постройка постепенно приходила в упадок. В 1813 году рухнули фундаменты колоннад, однако разобраны они были лишь в 1858—1860 годах. Вдоль луга Катальной горки были высажены пихты, находящиеся здесь и сегодня.

Особой ценностью обладают интерьеры павильона, сохранившие подлинную отделку XVIII века. Стены, своды и потолки залов украшены росписями, лепкой и позолотой. Здесь сохранился единственный в России пол, сделанный из искусственного мрамора. С помощью его различных расцветок созданы сложные по форме рисунки. Большой художественной ценностью Павильона является Фарфоровый кабинет. По стенам кабинета, на декоративных полочках-консолях, размещен уникальный ансамбль фарфоровых украшений, выполненный в Мейсене в 1772-1775 годах по специальному заказу Екатерины II. Он в аллегорической форме прославляет победу русского флота при Чесме во время русско-турецкой войны.

Павильон Катальной горки достаточно велик 33 метра, но он не кажется массивным из-за соразмерности частей и гармонии форм. Павильон удивительно пропорционален и представляет собой великолепный образец синтеза архитектуры и природной среды.

Связанные экскурсии

Экскурсия в Ораниенбаум
Музей-заповедник Ораниенбаум состоит из трех ансамблей – Большого дворца, Петерштадта и Собственной дачи.Доминантой музея является Большой дворец.
6 часов
от Договорная
Сделать звонок